Бизнес и Солидарность

На этой неделе в блоге проекта gvSIG была опубликована  новая статья Gabriel Carrión, директора по стратегическому развитию Ассоциации gvSIG, в которой он продолжает размышлять о свободном программном обеспечении и связанных с ним моделях бизнеса. Предлагаем вашему вниманию перевод этой статьи.  В блоге gvSIG можно ознакомиться с оригинальной версией и ее английским переводом.

С уважением,
Сергей Михайлов

Бизнес-модель, в которой солидарность и сотрудничество являются фундаментальными ценностями. Это одна из тех идей, о которых постоянно говорит команда gvSIG. Конечно, люди подумают: “Это просто прием социального маркетинга”. Другие могут просто подумать, что мы по природе своей наивны, потому что каждый знает, достаточно лишь посмотреть телевизор или оглянуться вокруг, чтобы убедиться в том, что невозможно совместить Бизнес и Солидарность. Ведь Бизнес это соперничество и стремление быть лучше других, а Солидарность это то, что еще остается в сознании каждого из нас.

Мы хотели бы поговорить о бизнесе, но не только в смысле того, как “делать деньги” на контрактах. Понятие бизнеса связано, конечно, с коммерческими соглашениями,  но включает гораздо больше.

Говорить о бизнесе значит говорить о непрерывности. Бизнес появляется тогда, когда коммерческие соглашения проецируются на более широкий временной горизонт, чем просто соглашения о покупке-продаже.

Говорить о бизнесе значит говорить о связях между людьми, которые охватывают значительные промежутки времени, и поэтому должны быть доверительными. Доверительными между партнерами в смысле уважения соглашений, и таким образом, чтобы все это происходило в известной и знакомой обстановке для всех заинтересованных сторон.

В модели проприетарного ПО сценарий довольно простой. Асимметрия между владельцами знаний и теми, кто может быть только пользователем, создает хорошо известную ситуацию, когда правила могут диктовать только первые из них.

Возможно, компания, использующая проприетарное ПО, не будет иметь достаточных гарантий и доверия со стороны компании, владеющей знаниями, но, по крайней мере, они не могут сказать, что этот сценарий им не известен. Один устанавливает правила (цены, соглашения об использовании и т.д.), а другой “свободен” согласиться с ними. Один командует, другой подчиняется.

Если мы говорим о свободном ПО, разработкой которого мы занимаемся, то здесь сценарий совершенно иной. Не существует никаких законных или потенциальных ограничений для доступа к знаниям со стороны любых заинтересованных лиц в смысле каких-либо экономических или коммерческих соглашений. Все эти лица свободны в выборе собственной бизнес-модели.

Следует помнить, что при использовании модели свободного ПО, мы сталкиваемся с совершенно другими условиями бизнеса. Поэтому не надо удивляться тому, что понятия классической модели, такие как конкуренция и спекуляция приобретенными знаниями, в ней не работают.

Не следует удивляться и тому, что те же самые понятия и ценности, которые служат двигателем разработки свободного ПО в научно-технической сфере и распространяются на другие области благодаря открытому доступу к имеющейся информации, были бы полезны и применительно к экономике в целом.

Возьмем другой случай. Представим несколько компаний малого бизнеса, работающих в области информационных технологий на основе модели свободного ПО. При этом одна или даже несколько компаний хотели бы действовать или определять условия, которые лежат вне ценностей свободного ПО. Разве можно построить доверительные отношения в этих условиях? “Я не для того ушел из модели проприетарного ПО, чтобы опять попасть в тот же капкан”, — подумает большинство компаний, которые действительно хотят сделать ставку на модель свободного ПО с открытым кодом.

Именно поэтому мы говорим, что бизнес-модель, основанная на использовании свободного ПО, будет возможна только при поддержке ценностей взаимодействия и солидарности, иначе мы будем ввергнуты в создание новых идей в рамках классических проприетарных схем. Одно дело работать со свободным ПО и другое дело — принять его философию.

Не думаю, что что-то легко сделать, намного легче писать об этом, но не поэтому мы должны перестать анализировать и размышлять на эти темы. Все равно доминирующими надолго останутся рассуждения о том, что бизнес и солидарность — рассказы для детей, и что говорят об этом люди, далекие от жизни.

Несмотря на то, что идут годы, некоторые продолжают говорить нам о том, что мы высказываем эти мысли потому что мы еще молоды!? Кроме этого, давайте посмотрим на те консервативные высказывания, которые распространяют эти люди. Какую модель они хотят продать нам? Модель ненадежных и испытывающих трудности малых предприятий? Кто говорит нам об этом? Идеологи того крайне неустойчивого состояния (экономического кризиса — прим. перев.), в котором мы находимся? Те, кто молчит, когда крупные консультанты используют хищнический демпинг [1], [2] для того чтобы избавиться от своих конкурентов из малого бизнеса?

Еще они будут говорить нам, что проблемы (в экономике — прим. перев.) должны решиться с увеличением размера компаний. Что концентрация капитала необходима для того обеспечить определенный минимальный размер (предприятий — прим. перев.). Что развитие малых предприятий это плохая модель, и что было бы лучше чтобы большинство этих малых предприятий просто объединились, чтобы увеличить свои размеры.

Согласен, но достижение таких соглашений или оформление такого партнерства  не должно сопровождаться отказом от ценностей, о которых мы говорим. Если вы хотите работать в области свободного ПО, будет лучше заниматься этим в гармонии с новой моделью доверия, взаимодействия и солидарности.

Новая этика бизнеса не только возможна, но и необходима для развития этой новой модели.

И прежде всего, старайтесь работать ради того, во что вы верите, и для того, чего вы хотите. Никто не имеет ни научной, ни моральной ответственности говорить вам, что ваши мечты это химеры.

[1] http://en.wikipedia.org/wiki/Predatory_pricing
[2] http://www.investopedia.com/terms/p/predatorydumping.asp#axzz1YgbJlwbh

Реклама
Запись опубликована в рубрике Ассоциация gvSIG, gvSIG. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s